Налог на тунеядство в России – каковы перспективы его введения?

Российские парламентарии активно обсуждают вопрос о введении налога на тунеядство, который позволит привлечь к обязанности уплаты налогов в казну граждан РФ, не имеющих официального места занятости. Власти считают такого рода нововведение объективным и справедливым, поскольку, не внося платежей в бюджет и внебюджетные фонды, теневые работники и самозанятые граждане при этом пользуются благами социальной инфраструктуры. Многие граждане же, напротив, считают новый налог неконституционным. Стоит более детально разобраться в этой дилемме.

Налог на тунеядство – что это такое?

Борьба с тунеядством в России – явление далеко не новое. В КЗОТ СССР, действующем в 1961-1991 годах четко определено, что «тунеядство является актом длительного проживания трудоспособного лица, достигшего совершеннолетнего возраста, на нетрудовые доходы и с уклонением от общественно полезного труда».

В те далекие годы тунеядство рассматривалось в качестве серьезного преступления, наказание за которое предусматривали положения уголовного законодательства.

Прошли годы, и российские депутаты вновь вернулись к вопросу применения наказания к «тунеяцам» в виде принуждения их к уплате особого налога в региональные бюджеты. Чем обусловлена такая инициатива?

  • Во-первых, по представленным Министерством труда и социальной защиты данным в РФ на конец 2016 года порядка 15 миллионов граждан не работали и не состояли на учете в центрах занятости населения. Это свидетельствует о том, что государственный бюджет и внебюджетные фонды недополучают колоссальный объем финансовых ресурсов.
  • Во-вторых, теневые работники не платят обязательных платежей, но при этом активно используют объекты социальной инфраструктуры. При этом последние содержатся на средства официально работающих граждан.
  • В-третьих, опыт обложения «тунеядцев» налогом имеется в Белоруссии, которая не планирует отказываться от подобной инициативы, принятой в 2015 году. Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» предусматривает фиксированный годовой платеж в казну (254 доллара США) для тех граждан, которые на протяжении 6 месяцев не имеют официального места занятости и не зарегистрированы в качестве безработных.

Несмотря на столь внушительный набор аргументов, многие общественные деятели указыванию на «неконституционный» смысл данного налога. Дело в том, что в Конституции РФ прописано право человека на труд, но никак не обязанность (ст. 37 Конституции РФ). Следовательно, отказ некоторых граждан от работы – вполне законен и не может рассматриваться в качестве проступка.

В то же время плату за использование социальной инфраструктурой никто не отменял. Более того, несправедливо и необоснованно «освобождать от нее порядка 10,5% российских граждан».

Кто попадает под действие налога на тунеядство?

Российские чиновники, которые выступают инициаторами законодательного нововведения, считают, что налог на тунеядство должен затронуть тех граждан, которые удовлетворяют двум критериям:

  • Не работают официально;
  • Не зарегистрированы на бирже труда.

Это значит, что налог затронет лиц, работающих «в тени» или самозанятых граждан. Под термином «самозянятые граждане» в этом случае следует понимать лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но при этом не платят в казну налоги и страховые взносы.

К числу таких граждан налоговые органы относят:

  • работающих на дому репетиторов, нянь, парикмахеров, мастеров маникюра, швей;
  • торговцев фруктами, овощами и ягодами, выращенными лично;
  • водителей, фотографов, копирайтеров, журналистов;
  • мастеров по ремонту бытовой техники, ПК, ювелирных украшений и др.

Налоговое законодательство предполагает, но четко не определяет, кто из перечисленных лиц обязан брать патент, а кто – регистрироваться как ИП. Такая неопределенная ситуация приводит к тому, что самозянятые граждане не платят никаких налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды РФ.

Как власти могут легализовать теневых работников?

Введение наказания за тунеядство в настоящее время не нашло отражения в проекте закона и лишь обсуждается депутатами и общественностью. Какие же меры могут быть предприняты властью для легализации самозанятых граждан и привлечению их к финансированию социальной инфраструктуры?

  • Во-первых, рассматривается возможность введения фиксированного годового налога с официально неработающих лиц, незарегистрированных в службе занятости (обсуждается сумма в пределах от 15 000 до 25 000 рублей в год);
  • Во-вторых, не исключается введение обязанности по самостоятельной оплате самозянятыми гражданами платежей в ПФР и ФСС (за работающих официально лиц такие платежи совершает работодатель);
  • В-третьих, теневых работников могут принудить оплачивать медицинские и иные услуги в государственных учреждениях, которые официально занятым гражданам, предоставляются бесплатно.

Стоит отметить, что окончательная точка в этом вопросе пока не поставлена. Однако инициатива питерских депутатов, касающаяся привлечения «тунеядцев» к уголовной ответственности, была сразу же отклонена ввиду ее «неконституционного характера».

Подводя итог, стоит отметить, что в 2017 году налог на тунеядцев в России скорее всего введен не будет, поскольку подобная инициатива пока еще не нашла отражения даже в законопроекте. Более того, конкретная мера по легализации теневых работников и самозанятых граждан пока не определена. Тем не менее, уже установлено, что все сборы неработающих лиц, незарегистрированных на бирже труда будут направляться в региональные бюджеты.

Admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *